Главная / ОТЧЕТЫ С ВЫЕЗДОВ ШКОЛЫ / Путешествие Школы Скалолазания в Норвегию.

Путешествие Школы Скалолазания в Норвегию.

ВВЕДЕНИЕ

Коротко

Маршрут путешествия

Кто: школа скалолазания Скала-Сити, всего 16 человек.
Когда: с 10-го по 27-ое июля 2008 г.
Посещенные районы лазания: Пальцево, Sandvika, Finnvika, Mjelva, Slettafossen, Hauktjern
Маршрут: Москва — Санкт-Петербург — Выборг — Хельсинки — Колари — Свольвер (Лофотены) — Ондалснес (стена Троллей) — Осло — Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва.
Транспорт: 4 автомобиля, 1 поезд, 2 парома.
Километров на колесах: примерно 5,5 тыс км.
Бюджет поездки (в среднем на человека): 1500 евро (разумеется, можно потратить гораздо больше).

Учитывая размер группы, без приключений и недоразумений обойтись было невозможно, но поездка удалась на все 100% и даже больше 🙂
Кроме того, поскольку это был выезд школы, то этот отчет будет содержать, в основном, точку зрения учеников (читай — начинающих).

Про дорогу

Мы проехали в общей сложности более пяти с половиной тысяч километров на колесах, около тысячи километров на поезде (вместе с машинами), дважды пользовались паромами.
Автодороги отличные, проблем не было. И вообще на этот счет уже столько всего написано, что останавливаться на этом пункте не хочется.

Из Хельсинки в Колари ехали по финским железным дорогам вместе с машинами (о поездах и автопакетах).

Из Стокгольма в Хельсинки плыли на пароме «Silja Line» (цены на автопакет: машина + каюта).

Все билеты покупались и бронировались в Турагентстве DSBW.

На 15 человек и 4 машины у нас вышло 1300$ за поезд и 1600$ за паром, при размещении в каютах класса А.

Про стоянки

Норвегия — очень подходящая страна для остановок в кемпингах. Их много, они хорошо благоустроены (даже в бесплатном кемпинге у нас была колонка, мусорные баки и каждодневная уборка в стационарных туалетах), они расположены в живописных местах.
Единственное, стоит позаботиться о поиске кемпинга заранее, ибо в пик сезона многие перегружены.

Наши кемпинги:

  • Бесплатый кемпинг на Лофотенах (gps координаты — 68’11’07.84 C 14’20’43.29 E)
  • Кемпинг в Трольвегене
  • Кемпинг в Подосло. Находится практически в самом городе. Достаточно дорогой, но продвинутый: вход по пластиковым карточкам и т.д.:)

 

Про цены

В Норвегии дорого. На Лофотенах — очень дорого.

Душ на Лофотенах обходился от 20 до 70 крон с человека за помывку. В кемпинге под стеной Троллей — 10 крон на 5 минут. Правда, тут же в раковинах горячая вода бесплатно 🙂

Бензин стоит примерно 2 евро за литр. Ночью на заправках можно столкнуться с ситуацией, когда оплатить можно только карточкой, причем это должна быть local card — наши визы-мастеркарды не пройдут.

Рыбный суп в ресторане — 130 крон. Самое обидное, что есть у них нечего! Мы так и не смогли отыскать место, где бы нам продали ту самую чудесную рыбу, которой «завалена вся Норвегия». Везде одни гамбургеры. То есть рестораны там есть, но их мало и меню очень скудное.

Все что можно из продуктов, мы везли с собой, готовили в лагере (правда, мы не смогли себе отказать в яичнице с беконом на завтрак, поэтому кое-что все-таки покупалось на месте).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Москва — Санкт-Петербург — Выборг — Пальцево

Основная часть группы стартовала поздно вечером в четверг, после закупок и блужданий по Питеру к обеду мы прибыли в Пальцево и воссоединились с машиной, выехавшей на день раньше.

Водителей отправили спать, а сами начали осваивать район. В первый день после стенда скалы воспринимаются очень странно — все одного цвета, берись за что хочешь, все равно ничего не видишь.. 🙂

Порода цепкая, держит отлично, много щелевого лазания, большей частью вертикальные трассы. Есть зеркала на равновесие, есть силовые трассы, есть на чем поучиться начинающим — разнообразные технические элементы, которые сложно изучать в условиях искусственного рельефа. В целом, район довольно интересный.

Тут же устроили небольшую фотосессию.

Про Пальцево уже много написано, поэтому распространяться не будем, лучше читайте здесь:
общая информация и ссылка на гайдбук

Налазавшись до изнеможения, здесь же решили остановиться с ночевкой (кстати, не пропустите рассвет на озере неподалеку от скал, он стоит раннего подъема). А наутро начались приключения: в одной из машин отказал датчик открытия двери, и она встала на сигнализацию с ключами внутри… Зато развлеклись, разбивая стекло 🙂 Остаток пути Audi Quatro так и проехала заклеенная скотчем 🙂

На рассвете Костик
на Диком москвиче
Туман над озером

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Хельсинки — Колари — Свольвер (Лофотены)

Из Пальцево мы спешно выдвинулись в Торфяновку. На границе немного постояли, первую машину таможенники попытались проверить, но после того, как на них из открытой пятой двери посыпались вещи, отказались от дальнейших попыток 🙂

До Хельсинки доехали довольно споро (кто сказал, что в Европе все ездят степенно? не верьте!). Полуторачасовая прогулка по городу (у меня [d-Rat], между прочим, нахальная чайка прямо из рук мороженое вырвала; хорошо, что их было два) и посадка в поезд до Колари.

Поезд — это отдельная тема. Есть что-то мистическое в посадке на поезд вместе с автомобилем 🙂 То есть автомобили-то загнали туда отдельно, но все же.

Путешествовать в европейских поездах приятно нереально — в купе есть не только розетка, но и отдельная раковина (ура! чистая вода!). Но, самое главное, над выходом из купе расположен отличный турник (они ошибочно считают его вспомогательной ручкой для карабканья на верхнюю полку). По этому поводу тут же были объявлены вечер и утро ОФП — подтягивания и отжимания лесенкой. Можете себе представить выражение на лицах проходящих мимо по коридору финнов.. 🙂

Был еще один забавный казус — в оставленное открытым купе ввалился местный бомж (не особо грязный, с костылем и очень несчастный), упал на нижнюю полку и притворился ветошью. Выгнать его с помощью проводницы не удалось, пришлось задержать поезд на ближайшей станции и дождаться полиции.

Утром мы прибыли в Колари — небольшой заполярный финский городок. За утренним кофе дождались выгрузки машин и стартовали к нашей первой серьезной цели — Лофотенским островам. Незаметно проскочили финско-шведскую границу, а к вечеру и шведско-норвежскую.

Нужно сказать, что Норвегию видно сразу — пейзаж становится узнаваемо норвежским практически сразу после въезда в страну. Есть у них-то что-то такое, что потом сразу узнаешь на фотографиях, откуда бы они ни были — с заполярного Nord Cap’а, с южного Ставангера или с классического Гейрангерфьорда.

Но как нас встретили Лофотены, описать невозможно — низкое вечернее солнце, стелющиеся по воде облака, мосты между островами, уходящие вдаль цепочки островов..

Красоты — красотами, а пора было становиться на ночлег. Забронированный заранее кемпинг (http://www.lofoten-feriesenter.no) нам не понравился — от скал далеко, мошки и вообще как-то неуютно. После пары часов поисков, включавших в себя разговоры с финскими скалолазами, почему-то говорившими по-русски, удалось найти замечательное место за поселком Orsnes. Довольно большая площадка под палатки на берегу залива, с отличным видом, колонкой с водой, стационарным туалетом и мусорными баками. И все это бесплатно!

Автоплатформа поезда в Колари Первые норвежские фьорды Kabelvag
Рядом с лагерем. Панорама Вид из кемпинга. 2 часа ночи Вид из кемпинга. 4 часа утра

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Лофотены

Район Сандвика (Sandvika), Svolvaer

Первым посещенным нами скалолазным районом на Лофотенах стала Sandvika.

Добираться туда удобно — можно бросить машину в крупном одноименном кемпинге и совсем немного пройти пешком. Правда, нашли мы его не сразу — сначала уехали в самый конец дороги, до парковки, а нужно было остановиться чуть раньше, там где заброшенная грунтовка уходит наверх (слева, если двигаться от кемпинга к морю).

Сам массив расположен на берегу моря. Страховка осуществляется со скал, что очень удобно — сухо и чисто. Правда, во время прилива подход может быть затруднен. Радует, что скалы изолированы от царящего рядом рыболовного хаоса, никто не мешает.

Порода колючая, отлично держит, но сильно режет пальцы. Трассы в основном с небольшим нависанием, много щелей. Работа больше силовая, участков на равновесие немного. Местами зацепы крошатся, но, к счастью, редко.

Каждому тут было свое — кому-то свежепробитая (за несколько дней до нашего приезда) 6с+/7а Campingliv (интересная трасса с разнообразными движениями), кому-то входящая в top50 на rockfax’е Turboelskeren (несложная пятерка с очень непростым стартом), кому-то Camping vogna (7а/7а+ — техничный выход из-под пуза, после карниза — положилово с крошашимися под руками мизерами) и 7с со зрелищным выходом на самом верху трассы из-под карниза (нужно сказать, что трасса оставляет характерную отметку на плече). Еще хорошо запомнился короткий болдеринговый маршрут Ridderne (имеет два варианта Ridderne av det rundebBord 5с и Ridderne av Niih 6b+), фактически нависающий над морем; вылезая на топовую полку, начинаешь ощущать себя властителем мира =)

Ссылки по району Sandvika:
Норвежцы пользуются своей нотацией для обозначения сложности маршрута. Соответствия можно посмотреть здесь:
Difficulty Grades and Conversions
Описание трасс района Sandvika на rockfax.com

Костик. Трасса с «меткой» А мимо проплывают корабли Молчанов на Camping vogna
Camping vogna (Индеец,
Молчанов, Костик)
Страховка Цепкая порода (Оля, Дашка aka d-Rat)

Район Финвика (Finnvika), Svolvaer

Этот район найти оказалось еще сложнее — долго нарезали круги по трассе, пытаясь определить, где же все-таки находится хоть что-то напоминающее паркинг (на схеме был знак P). В результате выяснилось, что в стоянку превращается один из съездов на велодорожку, как только ты сам оставляешь там машину… После этого нужно пройти минут 5 по тропе в сторону моря.

Опять же страховка со скал, сразу за скалами море и острова, острова, острова… Согласно гайду, массив находится на солнечной стороне, но у нас опять было пасмурно.

Лазание в Финвике совсем другое — везде легкое положилово, скалы по ощущениям чуть мыльные, точнее немного заросшие лишайником, совсем не цепкие. Никаких резких граней, ощущение, что камень любовно выглажен, все острые углы сточены. Все движения по мизерам, на баланс.

Район опять же чисто школьный — в основном легкие короткие трассы уровня 5-6. Есть относительно несложная (6С+) линия по щели для TRAD’а, на которой тоже были проведены учения =)

Ссылки по району Finnvika:
Описание трасс района Finnvika на rockfax.com

Сэнсей aka Indeez Под скалой Костик и TRAD
Все такое гладенькое (Андрей, группа) Война войной.. ) TRAD, Sport (Костик, Лена)

Треккинг

Поскольку Лофотенские острова представляют собой возвышающиеся из моря невысокие скалистые горы, то место это идеально для треккинга — маршруты короткие, вид сверху потрясающий.

Мы не могли себе отказать в этом удовольствии, тем более, что тренер решил приурочить к этому скальную подготовку.

Гору выбирали наугад — сидя в лагере, в одну из виднеющихся вершин ткнули пальцем и сказали «туда!»

Времени на все у нас ушло 12 часов — в 14 стартовали, в 02 вернулись. Самым примечательным в подъеме (кроме эстетического удовольствия от открывающихся видов) было знакомство с местным пуделем, который привязался к группе в самом низу и поднялся до вершины, забегая вперед и с изумлением глядя на наше жумарение и дюльфер 🙂

Долгий путь наверх Учения в связках База для дюльфера
Вдали от суеты Закат в горах Кто-то знает путь проще.. )

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
Стена Троллей

Район Mjelva (возле стены Троллей, Romsdal area)

В инете по районам Romsdal area гайдов нет, поэтому на месте покупали бумажные описания — один полноценный толстый путеводитель и один скандинавский скалолазный журнал.

В поисках массива пришлось поплутать, хотя кемпинг, давший название массиву, нашли быстро. Местное население на наши вопросы показывало на кусок скалы, находившийся за полем, огражденным заборчиком из проволоки под током… Только на третий раз мы поняли, что заборчик сделан исключительно для животных и мы имеем полное право его перешагнуть (хотя все равно некомфортно — под напряжением, все-таки).

Здесь есть не только спортивные маршруты, но и болдеринг — здоровенный камень, настоящий highball, на котором сверху вбиты крюки для страховки. Болдерять мы не стали, все равно крешпэдов нет, тем более что чуть выше расположен потрясающе красивый сектор спортивных маршрутов.

Подход непростой, кое-где настойчиво хочется организовать страховку. Да и на месте страхующему иногда думается о том, что неплохо бы куда-нибудь пристегнуться. Зато какой открывается вид! Вся долина стелется под ногами, и даже на 15-ти метровом маршруте возникает ощущение, что ты находишься на уже далеко не первой веревке мультипитча 🙂

Здесь два сектора — один с относительно простыми маршрутами, второй — «восьмерки». Причем на сложном секторе скалы немного «мыльные», лазание — вертикальное, на равновесие. На простом — все как обычно: ручки, щели, распоры.

Ссылки по району Mjelva:
Характеристика района Mjelva на 8a.nu
Гайдбук района Mjelva
Журнал с гайдом по Romsdal area
Описание окрестностей Онделснеса (на норвежском, но с картами)

Светик Indeez Костик
Олег Саша Highball в Mjelva
Фотосессия Молчанов Костик, Дашка

Район Slettafossen (возле стены Троллей, Romsdal area)

Массив расположен в тени, рядом горная река и впечатляющий водопад — отличное место для лазания в жару.

Здесь есть все виды: и лазание по гладкой стене высотой 6 м в течении полутора часов, и немного потолочного лазания, и традиционные трассы «с ручками», однако простых трасс мало.

Порода приятная, не сыплется, держит хорошо.

Отдельный комментарий от Костика про «полтора часа на 6 м» (название трассы кануло в лету, но явно что-то хореографическое):
Рук нет, ног нет; Индеец подошел к скале, пометил «зацепки» — их оказалось штук 10 на 50 см2 ))
Делаешь один перехват и начинаешь танцевать на скале: меняешь ноги, ставишь левую выше, потом правую еще выше, потом еще один шаг, и все это — не перехватываясь руками ))
Потом делаешь перехват — и опять танец на полчаса… ))

Ссылки по району Slettafossen:
Описание трасс района Slettafossen
Фотографии района Slettafossen
Характеристика района Slettafossen на 8a.nu
Гайдбук района Slettafossen
Журнал с гайдом по Romsdal area

Indeez задумался Молчанов Костик
Дорога к Троллям Индеец, Наташка Atlantic road
Про желтенькое Возраст — не помеха,
даже на 8А+…
Стена Троллей Ночные посиделки с гитарой

ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
Подосло.

Район Hauktjern (окрестности Осло)

Район сразу окрестили «Подосло» и в дальнейшем называли только так =)

Массив находится примерно в 10 км от центра Осло (мантра: «завистьплохоечувство-завистьплохоечувство-завистьплохоечувство»). От дороги добираться не очень удобно — 25-30 минут пешком (это если не плутать), но результат стоит затраченных усилий. Если верить гайду, то это лучшие скалы в окрестностях Осло: глубокие разломы, несколько секторов, лес, берег озера — красиво и интересно.

Очень непростой подход к скалам — он включает в себя участок со спуском в расщелине метров 8-10, веревку с узлами и ступеньки из металлических прутьев. Впрочем, его тоже нужно найти, что нам удалось сделать только на обратном пути, а по дороге туда была брошена веревка и организован дюльфер.

Попытки обойти район снизу привели к тому, что одному из участников пришлось подниматься свободным лазанием.. Зато можно это расценивать как разминку (или заминку) =)

Если сравнивать сами скалы с другими районами, то очень похоже на Пальцево, только гораздо масштабнее. Трассы длинные, разнообразные (большая часть стен высотой 25 метров, есть две трассы длиной 35 м!). Простых маршрутов мало, в основном категории от 6с и выше.

Порода — гранит с вкраплениями кварца. Легкое нависание, полочки, карманы, дырки, карнизы, мелкий рельеф.

PDF-файл с гайдбуком по скалолазным окрестностям Осло покупали где-то в инете.

Ссылки по району Hauktjern:
Характеристика района Hauktjern на 8a.nu
Описание трасс района Hauktjern на rockclimbing.com
Фотографии района Hauktjern

Борьба с карнизами Над разломом Путь обратно (Наташка aka Umbra) Между секторами

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ.
Дорога домой.

Самая короткая часть повествования — сборы, дорога до Стокгольма, паром до Хельсинки, и еще сутки пути.

Для автора это было второе посещение Норвегии. Казалось бы, уже пора пресытиться, но нет — хочется вернуться в эту страну еще раз. Например, въехать со стороны Мурманска и пересечь ее всю-всю вдоль побережья…

Автор: Дарья Ратникова aka d-Rat при поддержке учеников Скала-Сити, Москва, 01.10.2008
Фотографии: Дарья Ратникова, Дмитрий Тарасенков, Дмитрий Молчанов, Наталья Фурина
Яндекс.Метрика 10479805